Александр Калецкий, Нугзар Шария, Леонид Пылаев


Александр Калецкий, Нугзар Шария, Леонид Пылаев - Русская песня в изгнании

«Товарищ Сталин, вы большой ученый -
в языкознанье знаете вы толк,
а я простой советский заключенный,
и мне товарищ - серый брянский волк»

Юз Алешковский

Иногда я задавал себе вопрос: «А зачем таким людям как Дина Верни было петь махровый блатняк?» Ответ оказался на поверхности: она просто не воспринимала эти песни в таком контексте. И для нее и для Славы Вольного и для многих других это было формой борьбы с режимом.
В 70-е годы вообще было много подобных проектов на Западе, но большая часть из них искусством не считается, а является именно «листовками» для населения страны Советов. Про «Песни самиздата Советской России» Биккеля я уже говорил. Стоит, наверное, вспомнить «Песни советского подполья» Нугзара Шария, диск Александра Калецкого с женой «Письмо из СССР», Леонида Пылаева* с пластинкой «Песни сталинских лагерей» и т.д. Уникальность альбомов Вольного и Верни в том, что явно преследуя пропагандистские цели, они сумели при этом сделать качественный продукт и с точки зрения музыки. Задача у их работ была не развлекательная. Они записывали альбомы не в расчете сделать себе имя и пожинать потом плоды в ресторанах или на концертах, а получился неповторимый сплав, образец того, что теперь называют русским шансоном.
Если вдуматься между творчеством, допустим, Рубашкина, Димитриевича и скажем, Токарева и Шульмана лежит целая пропасть. Все абсолютно разное: репертуар, подача, аранжировка. Что же позволяет безболезненно объединить их в одну группу исполнителей? Наверное, общий запрет властей того времени на любые песни на русском из-за кордона. Целый пласт культуры, включающий и народную песню, и романсы, и уличную, и авторскую песню тупо запрещался по территориальному принципу. Не могут петь по-нашенски за бугром! Запретить! Отсюда, конечно, и мифологизация персоналий исполнителей и неослабевающий интерес к теме.
Со смещением «центра тяжести» русской песни из Европы в США, разительно меняется репертуар. Что-то я не припомню сколько-нибудь интересного артиста из Штатов, кто бы пел а-ля Ребров или Клименко. С началом «третьей волны» в эмиграции зазвучали в основном «одесские» песни, блатные песни, лагерные песни…
Наверное, это отчасти обусловлено контингентом первых граждан приехавших «дышать свободою, пить виски с содою». Очень много было, и, правда, из Одессы, где эти песни никогда не забывали. Не мало «новых американцев» состояли на Родине, мягко говоря, не в ладах с законом, а бывших уголовников власти тогда выпускали, в общем, легко и с охотой – они были типа нашего десанта в ответ на их пропаганду.



Но был, как мне кажется, еще один момент. К началу массовой эмиграции в СССР уже бурно развивалась магнитофонная культура, по рукам ходили километры пленок с «блатняком». Прежде всего, это были записи Владимира Высоцкого, Аркадия Северного и Братьев Жемчужных. Качество, как правило, было нулевое, но сам материал нравился народу безоговорочно. Что происходит на новой Родине в стране победившего империализма, где все можно? Наши люди захотели этих песен в исполнении профессиональных музыкантов - благо среди отъезжающих их было немеренно - и они их получили.
В 1977 году в Канаде выходит альбом Алика Ошмянского – «От Алика с любовью».
В то же время в Нью-Йорке записывает пластинку «Из Америки с улыбкой» Виктор Шульман. В 1978 году два бывших рижанина Лев Пильщик и Григорий Димант выпускают каждый по сольному альбому. В 1979 выходит первая пластинка у Вилли Токарева.
А дальше покатило…
*Шария Н.(р.1933) – актер и режиссер, друг С.Параджанова. В 1972 году
эмигрировал в США. Работал в театре и на ТВ, в том числе совместно с
Ю.Бриннером. В 2006 вернулся в Грузию.

Калецкий А. (р.1946)- актер, художник, писатель. С 1975 года в эмиграции.

Пылаев Л.А. (Павловский)- (1920-1993)(?)- поэт, писатель, автор-исполнитель.
Во время войны член РОА генерала Власова, позднее один из первых сотрудников
Радио Свобода. Вел пропагандистские программы под псевдонимом Иван Иванович
Октябрев. Точные даты рождения и смерти установить не удалось.