Дина Верни


Дина Верни - Русская песня в изгнании

«Куда мне до нее, она была в Париже,
И сам Марсель Марсо ей что-то говорил…»

В.С.Высоцкий

Дина Верни (Верникова) родилась в Одессе в 1919 году. Ее семья была выслана из России в 1926 году и оказалась в Париже.
Пятнадцатилетней девочкой она случайно познакомилась с Аристидом Майоллем. Гениальному скульптору было на тот момент семьдесят три года. Дина стала его «последней музой», вдохновив на создание большого количества работ. Их сотрудничество продолжалось вплоть до смерти художника в 1944 году. Сегодня в парижском парке Тюильри можно увидеть скульптуру «Гора» и еще полтора десятка статуй, моделью для которых выступила Дина Верни.
В начале второй мировой войны она жила с Майоллем и его семьей в маленьком городке неподалеку от Испании. Дина вошла в движение Сопротивления. Отважная девушка укрывала, бегущих от нацизма людей, в мастерских художника и переводила их через границу. В начале 1941 года ее арестовала французская полиция, был судебный процесс, но Майоллю с помощью хорошего адвоката удалось оправдать юную патриотку. По настоянию скульптора она уехала в Ниццу к Матиссу, где несколько месяцев работала у него натурщицей, выжидая пока утихнет шум. Невзирая на первый арест, Дина продолжила участие в антифашистской деятельности и в 1943 году была задержана снова. На этот раз все было серьезнее: в Париже ее арестовали немцы. Полгода девушка провела в тюрьме, где допрос следовал за допросом. Не надо объяснять про методы, какими пользовалось гестапо. И на этот раз к ней на выручку пришел Майолль. Он был хорошо знаком с любимым скульптором Гитлера Арно Брекером. Вождь нацистов считал последнего немецким Микеланджело.*
Майоль отправил ему письмо, в котором объяснил, что значит для него юная модель.
Фаворит Гитлера относился к Майоллю с большим уважением и был знаком с ним со времен работы во Франции. Он напряг все свои связи и добился таки освобождения «последней музы» гения. Но история на этом не заканчивается. Дина Верни имела возможность «вернуть долг» Брекеру. После поражения Германии тот сам оказался в фильтрационном лагере в американской зоне, и теперь Дина использовала свои знакомства для его освобождения.



Со смертью Аристида Майолля предприимчивая женщина унаследовала все его работы.
Она стала известнейшей галерейщицей, проявив незаурядный вкус и талант бизнесмена. В 1995 году, благодаря усилиям нашей героини, в Париже торжественно открылся дом – музей А.Майолля.
В 1959 году, в статусе успешной бизнес-леди, Верни первый раз приехала на историческую родину. СССР того времени произвел на нее тягостное впечатление: страна еще не оправилась от сталинского режима. Целью поездки было найти новых талантливых художников, но сразу это сделать не удалось. Следующий вояж состоялся почти через десять лет. Теперь она знакомится с И.Кабаковым, О.Рабиным, Э.Неизвестным, Э.Булатовым, другими художниками. Первой устраивает персональные выставки Сержа Полякова и Михаила Шемякина.
Вспоминает М.М.Шемякин:
«Дина Верни, бывшая одесситка, встречала меня в аэропорту. Мне были предложены все условия, о которых только может мечтать человек, плюс контракт на десять лет, но с одним пунктом: что я работаю только под ее контролем. «Метафизику забудь, дорогой мой, - сказала она мне, - это на сегодняшний день не товар. Будешь делать натюрморты… Я тебе покажу весь мир, я тебе сделаю карьеру».
Но я отказался: «Мадам, я не для того сбежал из одной клетки, чтобы променять ее на золотую. Для меня свобода превыше всего. Я ухожу».
На второй день пришел служащий и сказал: «Мадам Верни приказала вас выгнать из отеля, потому что она отказывается платить за вас». Дина была в меня влюблена. Она мне мстила и мстит по сегодняшний день… Но она сделала мою первую персональную выставку, за что я ей благодарен…»**
В 60-е годы Дина начала общаться с «советским подпольем» - диссидентами. В этих кругах было принято петь под гитару блатные песни. Эта музыка настолько полюбилась ей, что она решает сделать пластинку с «запрещенными песнями». Но записывать их было нельзя, за ней пристально следило КГБ, и тогда она решила запомнить их. Смелая парижанка отобрала два десятка вещей, из которых на альбом попало тринадцать. В 1975 году вышел проект под названием «Блатные песни». После выхода диска въезд в СССР закрылся для Дины Верни на долгие годы.
Но ей было чем заняться во Франции. За время работы в сфере искусства она собрала одну из лучших на планете коллекций кукол, которая недавно была продана с аукциона за пять миллионов долларов! Действуя по принципу «я покупаю, то, что не в моде», Дина собрала крупнейший в мире парк карет, среди которых есть даже экипаж Шатобриана. Где кареты, там и лошади. Много лет Дина содержала огромную конюшню, дрессировала лошадей и предоставляла своих питомцев киношникам для съемок.



За заслуги в области искусств она неоднократно отмечалась различными наградами Франции, среди которых есть даже Орден Почетного Легиона.
Дина Верни несколько раз была замужем, у нее двое взрослых сыновей, которые продолжают семейный бизнес.
В последние годы в России было снято два документальных фильма об этой незаурядной фигуре. Автором первого был Эльдар Рязанов, а второго Ольга Свиблова. По дошедшим до меня слухам, сегодня кто-то из Питера готовит новую картину посвященную «русской музе Франции». Слава Богу, хоть теперь мы воздаем должное своим великим соотечественникам. А ведь еще недавно про нее писали тупые фельетоны в советских газетах и рисовали глупые карикатуры в «Крокодиле».
А знаете как звучит жизненный девиз Дины Верни? Она говорила так:
«Я никогда ничего не планировала. Надо просто держать глаза открытыми».

*Арно Брекер (1900-1991). Закончил академию художеств. С 1927 года
шесть лет жил во Франции. В 1934 году вернулся в Берлин, проявив
полную лояльность к новому режиму. Через два года скульптор получил
медаль за статуи «Десятиборец» и «Победительница» на олимпийской
выставке. В 1937 году работы Брекера украшали павильон Германии на
Международной выставке в Париже, членом жюри которой он являлся. До
конца войны занимал пост профессора Высшей школы скульптурного
искусства в Берлине. Известен его барельеф Гитлера 1938 года. После
окончания войны 90 процентов работ Арно были запрещены к показу.
Лишь в 80-х годах скульптор обрел мировое признание. Правительство
ФРГ открыло близ Кельна «Музей Арно Брекера», а в США было создано
«Международное общество» его имени.

**Журнал «Медведь» №8(101),08.06. Интервью Игоря Свинаренко с М.М.Шемякиным.